Среди граждан есть такие, кто в силу своей доверчивости, по неосведомлённости, либо недобросовестности осуществляют постановку на миграционный учет по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации иностранных граждан (далее – ТГ) и лиц без гражданства (далее – ЛБГ) заведомо зная, что регистрируемые не намерены проживать по месту регистрации.
В соответствии со статьями 322.2 и 322.3 уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет по месту жительства либо по месту пребывания ИГ и ЛБГ.
Согласно санкции данных статей за нарушение правил пребывания/проживания ИГ и ЛБГ, лицам являющихся принимающей стороной, представившее жилое помещение грозит ответственность в виде: штрафа, принудительных работ на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Для российских граждан за организацию незаконного въезда на территорию Российской Федерации ИГ и ЛБГ предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 322.1 УК РФ. Максимальный срок наказания по ч.1 данной статьи – 5 лет лишения свободы; по ч. 2 – 7 лет лишения свободы.
Несмотря на то, что каждая цель въезда и дальнейшее пребывание/проживание лиц рассматриваемой категории регулируется законодательством Российской Федерации практика показывает, что ИГ и ЛБГ въезжают на территорию Российской Федерации с различными целями: учеба, трудовая деятельность, туризм, частные цели и т.д., однако не всегда находятся на территории Российской Федерации законно.
В свою очередь, некоторые недобросовестные работодатели с целью извлечения прибыли, путем ухода от уплаты налогов, пытаются организовать незаконный въезд ИГ и ЛБГ на территорию России для осуществления ими трудовой деятельности. Однако, не всем известно, что за нарушение ИГ и ЛБГ порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания/проживания, незаконного осуществления трудовой деятельности на территории нашего государства для них предусмотрена административная ответственность согласно главы 18 и ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.
Санкции статей указанной главы предусматривают наказания в виде: административного штрафа, административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. Вместе с тем, незнание законодательства Российской Федерации не освобождает виновных лиц от ответственности.
Лица, физические, должностные и юридические являющиеся работодателями, принимающей или приглашающей стороной, несут ответственность как административную, так и уголовную за приглашенных ими ИГ и ЛБГ, постановку на учет по месту пребывания/проживания в Российской Федерации на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов.